Что первично: операция или уход?
Журнал «Косметолог» №2 (52) 2012
Современные методики омоложения организма заключаются не только в улучшении свойств кожи
Ни для кого не секрет, что единственная справедливость в жизни – старость: стареют и бедные, и богатые. Вот только у богатых больше возможностей при желании приостановить этот процесс. От чего же зависит молодость? Когда и как нужно за собой ухаживать, чтобы отражение в зеркале подольше радовало?
Самым заметным показателем ухода за собой для окружающих является свежая, сияющая, кожа. Существует очень много её описаний в художественной литературе, но, по-моему, самое потрясающее – сравнение со слоновой костью по цвету. Оно настолько всеобъемлюще, что больше нечего добавить. Мы на подсознании представляем её плотность и почти абсолютную гладкость. Когда же кто-то говорит о прозрачной коже, то дерматологи, в первую очередь, думают о её недостатках и сложности работы с ней.
Очень часто можно встретить подростков с различными высыпаниями, которым родители разрешают питаться в фаст-фудах и пить всё, что угодно. Очевидно, родители, особенно мамы, не знают, что уход за кожей своего чада начинается ещё в утробе матери, а от правильного питания зависит не только хорошая кожа, но и правильное развитие организма в целом, становление гормонального фона и формирование сильного иммунитета. Сейчас достаточно часто можно встретить ребёнка с атопическим дерматитом и проблема не в том, что раньше такой диагноз не ставился, просто и экология, и продукты питания были другими. По прошествии времени ребёнок превращается в подростка с более или менее выраженными высыпаниями на коже лица и грудной клетки, а несвоевременное лечение приводит к образованию атрофических рубцов. В большинстве случаев детей с высыпаниями привозят на море с целью «оздоровления», кожа подвергается неконтролируемому загару и постепенно запускается процесс фотостарения кожи. Если пациент вовремя обращается к дерматологу-косметологу и получает грамотную консультацию, то можно надеяться на то, что процесс фотостарения кожи будет значительно замедлен, а негативное влияние будет минимизировано.
Существуют несколько десятков классификаций старения (я бы сказала возрастных изменений) кожи и организма в целом. Чаще всего дерматологи предпочитают для определения типов фотостарения классификацию Р. Глогау, которая наиболее объективно отражает определённые процессы в самом большом органе нашего организма – коже. Каждый дерматолог знает механизмы хроностарения кожи и методики борьбы с ним. На первом международном конгрессе «Антивозраст» в Париже было представлено множество докладов, в которых принимали участие геронтологи, гинекологи-эндокринологи, пластические хирурги и дерматологи, которые объединили свои усилия, чтобы воспрепятствовать любому виду возрастных изменений. Были разработаны алгоритмы воздействия на организм, но в применении на нашей территории оказалось не всё так просто. Например, сдать анализы крови на многие гормоны и каждые 5-10 дней их контролировать… Прошло немного времени, и мы убедились, что не все рекомендации были грамотны, что базировались они не всегда на достоверной информации или же не совсем подходили для применения на «нашей популяции». За прошедшие 10 лет мы многому научились, видели достаточно много ошибок наших коллег, но, самое главное, поняли, что лучше сесть в последний вагон отходящего поезда (ведь всё равно доберёшься до места), чем бежать впереди «паровоза», гарантированно рискуя попасть под его колёса! Приятно быть в авангарде, но, по-моему, лучше пользоваться проверенными методиками, заранее зная результат и, главное, не навредив пациенту.
Я часто слышу от пациентов абсолютно диаметрально противоположные высказывания относительно проведения операций или консервативного вмешательства при желании выглядеть моложе. Встречаются и абсолютно радикально настроенные люди, которые с помощью операции хотят решить все проблемы. Безусловно, это не так! Главное – это уход за кожей, кропотливый труд, который постепенно приносит свои плоды. Мне абсолютно не понятны мотивы пациентов, которые кичатся тем, что в возрасте за 45 никогда не пользовались даже кремом, а умываются исключительно водой из-под крана. Возможно, это говорит о хорошей генетике, но мне почему-то кажется – о невежестве. Фото- и хроностарение зависят от огромного количества факторов, и даже при глубоких знаниях в этой сфере, применении самых прогрессивных методик в эстетической медицине можно только замедлить эти процессы в той или иной степени. Я преклоняюсь перед специалистами, которые не устают повышать свой уровень знаний и к пациенту относятся с точки зрения коррекции функций всего организма, а не только видят «точку приложения» своего умения. Очень правильным является комплексный подход, когда к эстетической реабилитации привлекаются и специалисты-смежники: эндокринологи, диетологи и др.
Современные методики омоложения организма должны касаться не только улучшения свойств кожи, т.к. подлежащие мягкие ткани, связочный аппарат и костная основа также подвержены возрастным изменениям. Чего мы добиваемся при проведении манипуляций с кожей? Мы пытаемся улучшить её свойства: плотность, эластичность, цвет и восстановить её защитную функцию. В литературе есть статьи, где выкладываются данные о, якобы, уменьшении длины мышц и связок под воздействием современных методик, однако подтверждённых данных и отдалённых результатов на большой группе человек нет. Если обратиться к сравнительной анатомии, то становится ясно, что костная масса приблизительно к 40-45 годам уменьшается в объёме, связочный и мышечный аппарат теряет способность к сокращению, некоторые мышцы прикрепляются к коже, которая также снизила эти же свойства – вот описание хроностарения.
Как хирург я очень рада, что появилось огромное количество неинвазивных и малоинвазивных методик омоложения. Но становится грустно, что эстетисты не всегда улавливают грань изменений, правильная интерпретация которых позволила бы вовремя провести оперативное вмешательство. В основном это касается зоны подбородка, скуловых областей и век. Как правило, даже в возрасте около 30 лет по намечающейся вертикальной кожной складочке впереди ушной раковины можно предположить возможное старение лица по типу «птоза». Пациент с такими предпосылками, который следит за собой и хочет всегда хорошо выглядеть, конечно же, будет делать и контурную пластику и биоревитализацию, но такому пациенту не нужно проводить армирования нитями, термаж и некоторые другие манипуляции, которые приводят к «сокращению кожи». Это связано с тем, что рано или поздно ему придётся делать лифтинг, а образовавшиеся изменения в глубоких слоях кожи не позволят получить отличный результат.
Как правило, возрастные изменения начинаются в височной ямке, что является предпосылкой проведения минилифтингов в возрасте немного за 30, потом постепенно уменьшается объём скуловых костей и подбородка. Так постепенно изменяются параметры лица не в лучшую сторону и, со временем, коррекция только малоинвазивными методами становится недостаточной, если только пациент не пойдёт на введение больших объёмов филлеров, после чего может выглядеть неестественно, а иногда – и просто отталкивающе…
Во время проведения лифтинга проводится укрепление мягких тканей в области скуловых костей и височных областей, чем восполняются теряющиеся объёмы. В остальных участках (щеки, шея, подбородок) также укрепляется поверхностный мышечно-апоневротический слой, после чего иссекаются незначительные избытки кожи у каждого пациента индивидуально, а не «натягивают кожу, как на барабане», чтобы рубчики были мало заметны. Когда проходит время и неудобства, связанные с оперативным вмешательством, а пациент видит хороший результат, он обязательно придёт к эстетисту для проведения поддерживающих манипуляций и поблагодарит его за грамотный и своевременный совет. В отдалённом послеоперационном периоде можно будет проводить уже любые вмешательства, они уже не навредят, а могут дать положительную динамику.
В заключение хочется сказать: первичен, конечно же, уход, но грамотный и своевременный! Приятно, что твой пациент вернулся к тебе. Это значит, что не только он тебе нужен, но и ты ему! А это всегда вдвойне приятно!