Лазерные технологии спасают больных, которые еще десять лет назад считались безнадежными
«Ваше здоров'я» № 1, 3 января 2002
Киевская клиника лазерной дерматологии не имеет аналогов в Европе. Сюда стараются попасть на лечение пациенты из многих стран. А зарубежные специалисты приезжают перенимать опыт украинских коллег.
ПЯТНО НА КОЖЕ МОЖЕТ СТАТЬ "КЛЕЙМОМ" СУДЬБЫ
Нет болезней "хороших" или "плохих". Однако по своей язвительности дерматологические лидируют среди других. К сожалению, очень часто различные пятна и сыпь становятся не только "клеймом" на коже, но и "клеймом" на судьбе человека.
Об этом очень хорошо знают специалисты клиники лазерной дерматологи, в которой лечение прошли тысячи пациентов как из Украины, так из стран СНГ, и со всей Европы.
Главный врач клиники, кандидат медицинских наук Ольга Богомолец после общения со своими пациентами даже написала несколько научных статей о психологических последствиях недостатков на лице.
— Особенно остро я почувствовала эту проблему после общения с одной из моих первых пациенток, девятнадцатилетней девушкой, которая имела на лице врожденный порок — "винное пятно", которое занимало часть щеки и висок. Во время третьего или четвертого сеанса я ей говорю. "Представь, две или три процедуры и твои друзья перестанут тебя узнавать". В ответ — молчание. Я начинаю понимать, что, пожалуй, сказала что-то не то. И вдруг вижу, что из-под закрытых век пациентки текут слезы. Я остановила сеанс, приласкала девушку. Она успокоилась и ошеломила меня: "Знаете, я утром просыпаюсь и не верю, что у меня на щеке уже нет пятна, подхожу к зеркалу — и все равно не верю в это".
Тогда я задумалась, насколько глубоко подобные изъяны врезаются в человеческую жизнь и влияют на нее. И что самое страшное, иногда родные и близкие наносят самую большую боль этим людям. К примеру, как-то в клинику обратилась женщина пенсионного возраста по поводу удаления волос, которые росли у нее в области "усов" и "бороды". Во время традиционной беседы, которую мы проводим с пациентом на первом приеме, рассказывая о способе, возможных сроках и других нюансах лечения, она объяснила причину обращения к нам: "Когда я умру и буду лежать в гробу, хочу, чтобы мой муж увидел, что на моем теле нет волос. Всю жизнь во время наших ссор он упрекал меня этим и оскорблял ".
Хотя с тех пор как эта пациентка успешно пролечилась, прошло уже немало времени, у меня до сих пор при упоминании, как она это сказала, появляются "мурашки на коже".
В том, что после лечения в клинике очень часто у людей происходят кардинальные изменения в восприятии себя, окружающего мира, в отношениях с людьми, нет никакого преувеличения.
52-летняя красивая и солидная женщина на первый прием пришла "закутанная с ног до головы". Когда она обнажила шею, стало видно небольшое красно-синее пятнышко, которое было весьма характерным — похожим на след от страстного поцелуя.
— Взглянув на нее, я невольно улыбнулась, - вспоминает Ольга Вадимовна. - "Вот видите, и Вы улыбаетесь, - вздохнула женщина. - То же самое делают все, даже те, кто меня хорошо знает. Поэтому я никогда, даже летом, не оголяю шею".
За два сеанса пациентка навсегда лишилась своей оригинальной отметки. А когда пришла попрощаться с персоналом клиники, ее просто не узнали. Всегда в плотно застегнутой одежде, с опущенными волосами, женщина едва ли не впервые в жизни появилась в стиле декольтированной блондинки с зачесанными кверху волосами.
Учитывая эти аспекты, психологические моменты являются базовыми и принципиальными для нас в общении с пациентом, - рассказывает главный врач. - Кроме того, в штате клиники работают психолог и психотерапевт.
ОБРАЗОВАНИЯ НА КОЖЕ МОГУТ СТАТЬ ПРИЧИНОЙ НАРУШЕНИЯ РАБОТЫ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ОРГАНОВ
Однако дерматологические заболевания наносят не только моральный ущерб больным, но и физический. Они могут представлять угрозу для здоровья и для жизни человека.
Скажем, как в случае гемангиомы — опухоли сосудов. Этой патологией поражено около 10% детей в возрасте до одного года. В запущенном состоянии это заболевание имеет тяжелые последствия. Размещена вблизи глаза гемангиома может прорасти в него, обусловив потерю зрения. А опухоль вблизи анального отверстия может нарушить даже работу пищевода и органов дыхания. Поэтому очень важно своевременно удалить это образование на коже ребенка. До сих пор гемангиома лечилась только оперативным путем. Существовала такая практика: педиатр направлял пораженного ребенка к хирургу, тот, сделав вывод, что оперировать еще рано, выбирал тактику ожидания. Это нередко заканчивалось осложнением, когда гемангиома вырастает до таких размеров, что удалять ее можно только под наркозом, а "в память" об этой процедуре остается большой рубец.
Лазер произвел революцию в лечении пациентов с сосудистыми опухолями (как и с другими патологиями, считавшихся безнадежными). Он позволяет убрать гемангиому уже через неделю после установленного диагноза и навсегда. Поэтому по решению международной экспертной группы, гемангиома, которая быстро увеличивается, должна быть пролечена лазером в течение трех дней. Эта процедура проходит бескровно и безболезненно и длится секунды.
Хотя клиника лазерной дерматологии работает с 1994 года, сюда до сих пор приходят пациенты с запущенной болезнью. В одних случаях это происходит из-за ошибочного диагноза, в других — из-за неправильно выбранной тактики лечения.
Дело в том, что некоторые из форм гемангиомы характеризуются отсутствием роста. Однако определить их среди многих других, в том числе и агрессивных гемангиом, совсем непросто.
Перед тем как выбрать тактику лечения, мы делаем макрофотографию образования и повторяем ее через две недели, - рассказывает Ольга Вадимовна. - Если она быстро прогрессирует, сразу начинаем лазеротерапию. Очень важно успеть пролечить гемангиому, пока она не проросла в ткани. Иначе придется прибегать к хирургическому методу.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ + УНИКАЛЬНЫЙ ОПЫТ = ОПТИМАЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Однако в любом случае, каждому пациенту, который попал в клинику, врачи пытаются помочь с максимальным эффектом. И им это удается.
В прошлом году Ольга Богомолец выступала на Европейской академии с докладом о стопроцентном излечении гемангиом. И хотя по этому вопросу в медицинских кругах возникают дискуссии, Ольга Вадимовна считает, что достижение положительного результата — дело профессионализма и квалификации врача.
Лечение внешних проявлений дерматологических заболеваний осуществляется только после детального обследования пациента, необходимых консультаций у специалистов различных профилей: иммунолога, генетика, эндокринолога, гинеколога, педиатра и других. Кстати, здесь работает единственная в Украине дерматогистологическая лаборатория.
— Если мы не можем обеспечить осмотр больного нужным специалистом на месте, то знаем, к кому направить пациента, чтобы получить достоверную диагностику. Это "проверенные" врачи, которые обследуют наших пациентов и которые направляют к нам на лечение своих, - рассказывает Ольга Богомолец.
В Клинике лазерной дерматологии не любят отказывать пациентам в лечении и практически никогда не делают этого. Исключением бывают только больные, нуждающиеся в стационарном лечении, потому что клиника предоставляет только амбулаторные услуги. Однако значительное большинство дерматологических заболеваний здесь успешно лечат. Для каждой патологии разработаны специальные программы. Например: активируют защитные функции кожи, удаляют папилломы, бородавки, профилактика развития рецидивов вирусного герпеса, улучшают кожное дыхание, лечат нейродермиты, хронические экземы, аллергодерматозы, улучшают кровообращение в глубоких венах и поверхностных сосудах кожи, удаляют сосудистые «сеточки» на ногах, занимаются ранней диагностикой опухолей кожи, делают дерматоскопию более 1000 дерматозов, удаляют кожные новообразования, убирают морщины на лице и гиперпигментации, повышают эластичность кожи, занимаются проблемами подростковой кожи, лечением угревой болезни, проводят комплексное лечение избыточного роста волос, делают раннюю диагностику болезней кожи у детей и лечат их.
Ежедневно в клинике оказывают помощь З0-50 пациентам. Люди едут со всей Украины, стран СНГ, а также Западной Европы. Потому что, во-первых, наряду с традиционными методами дерматологии — криодеструкцией, електроагуляцией, химическими пилингами, оротерапией и т.д., здесь применяют самые современные мировые технологии. Диодный и сосудистый лазеры американской корпорации Candela, кроме киевской Клиники лазерной дерматологии, имеют только четверо европейских медицинских учреждений. Во-вторых, ни одна из них не может соперничать по наработанному опыту.
— Это объясняется тем, что большинство клиник специализируется по отдельным направлениям. Мы же взялись за широкий спектр дерматологических заболеваний и за семь лет работы клиники разработали эффективные методики лечения многих кожных болезней.
Именно поэтому в Клинику лазерной дерматологии стремятся попасть не только пациенты, но и врачи. Правда, с другой целью — научиться у своих коллег. Желающих много, поэтому приходится иногда и отказывать, извиняясь, предлагая перенести обучение на более поздний срок.
Надо отметить, что местные специалисты открыты для общения с коллегами. В клинике разработаны даже специальные программы "для профессионалов". А Ольга Богомолец, которая является еще и координатором Европейской ассоциации лазерной дерматологии, только в этом году побывала с лекциями в нескольких странах Западной Европы.
Потому что самая большая радость для медицинского персонала Клиники лазерной дерматологии — когда их бывший пациент выздоравливает, прощаясь с врачом навсегда, а профессиональная цель — чтобы здоровых людей становилось с каждым днем больше во всем мире.
Мирослава ЩЕРБА